Как первая неделя карантина отразилась на российском бизнесе. Три исследования

В России объявлен “нерабочий” месяц, в связи с чем малому и среднему бизнесу пророчат скорую гибель. Аналитики Сбербанка, Эвотора и Яндекс.Кассы оценили влияние на компании первой недели карантина. Так ли все печально на самом деле?

По данным “Эвотор”

В первую “нерабочую” неделю с 30 марта по 5 апреля 2020 года оборот упал во всех основных сегментах несетевого ритейла, даже у аптек.

Компания проанализировала данные 620 тысяч онлайн-касс, которыми пользуются представители малого и среднего бизнеса в разных регионах России, и сравнила их с данными за 2-8 марта.

В Москве и Санкт-Петербурге в первую неделю карантина закрылись практически все СПА и массажные салоны (98%), магазины обуви (94%) и одежды (93%), а также фитнес-клубы (90%). В столице перестали работать в общей сложности 70% представителей несетевого ритейла, в целом по стране – 57%.

Сильнее всего от карантина пострадали магазины одежды (-94% оборота), магазины обуви (-92%), салоны красоты (-90%) и книжные магазины (-88%). В меньшей степени недосчитались выручки пивные магазины (-12%), алкомаркеты (-16%), зоомагазины (-14%), минимаркеты (-30%) и аптеки (-32%).

Несмотря на то что работу продуктовой розницы, аптек и зоомагазинов никто не ограничивал, часть из них в России всё же закрылась: 14% пивных магазинов, 17% зоомагазинов, 18% алкомаркетов, 27% аптек. Прекратили работу 90% магазинов одежды, 89% магазинов обуви и салонов красоты, 75% книжных.

“Если карантин продержится полтора-два месяца, до 70% торговых точек, которые закрылись из-за коронавируса, уже не возобновят свою работу, — считает глава компании “Эвотор” Андрей Романенко. — Общепит и магазины, которые работают только навынос или доставку, не покрывают расходы на аренду и зарплату персонала за счет текущей выручки”.

По данным “Сбербанка”

В первую неделю карантина, с 30 марта по 5 апреля 2020 года, россияне практически перестали тратить деньги на несколько категорий товаров.

В начале апреля минимальные продажи аналитики банка зафиксировали в категориях Спорт, Салоны красоты и Развлечения. Продажи одежды и обуви упали на 94,2%, мебели и предметов интерьера — на 81%, бытовой техники и электроники — на 58,2% по сравнению с 2019 годом.

Существенно сократились продажи ювелирных изделий (-97%), duty free (-96,7%). Спрос на услуги салонов красоты, массажа, СПА упал на 94,8%. В течение нескольких недель приближаются к нулю покупки авиабилетов, туров, брони отелей. Так, траты в турагентствах упали на 96,9%.

Повышенный спрос сохраняется на продукты и медицинские изделия, отмечают аналитики банка. Вторую неделю подряд фиксируется всплеск продаж в винных магазинах (+31%) и рост популярности цифровой техники (+17,4%).

Если уровни потребления сохранятся до конца апреля, объём ВВП сократится на 900–950 млрд рублей (0,9% от годового объема), а возможно, и более, полагают аналитики лаборатории “СберДанные”.

По данным “Яндекс.Кассы”

За прошедшую неделю лидерами по динамике оборота онлайн-платежей стали провайдеры платного телевидения и продуктовые интернет-магазины. Сильнее всего оборот упал у туристических компаний, площадок, которые продают билеты на развлекательные мероприятия, а также у сервисов персональных услуг. К таким выводам пришли аналитики Яндекс.Кассы, изучив платежи пользователей через сервис с 30 марта по 5 апреля 2020 года.

За минувшую нерабочую неделю заметно выросло число онлайн-заказов в ресторанах и кафе — на 78% по сравнению с рабочей неделей с 24 февраля по 1 марта 2020 года (дальше — нулевая неделя). За этот же период оборот увеличился на 26%, а вот средний чек уменьшился на 29%: люди стали чаще заказывать еду через интернет, но на меньшие суммы. 

С 30 марта по 5 апреля количество онлайн-платежей в продуктовых интернет-магазинах выросло на 58% по сравнению с нулевой неделей, оборот — на 43%, но средний чек сократился на 9%.

На прошлой неделе самый большой рост оборота показали провайдеры платного телевидения — 93% относительно нулевой недели. Число онлайн-платежей таким компаниям выросло на 69%, средний чек — на 14%. 

За этот же период стало заметно больше платежей на онлайн-площадках с обучающими курсами, тренингами и мастер-классами — рост составил 64%. Но оборот увеличился только на 5%, а средний чек вообще упал на 36%. Вероятно, пользователи выбирали экономные предложения или пробные занятия за символическую плату — например, в период домашней изоляции акции за 1 рубль объявили многие образовательные онлайн-площадки. 

С 30 марта по 5 апреля положительную динамику в сравнении с нулевой неделей показали и игровые онлайн-сервисы, количество платежей на которых выросло на 29%, оборот — на 19%.

Заметно снизился спрос на персональные услуги по ремонту, уборке, стрижке, массажу, маникюру на дому и другие. Число платежей на сайтах с такими услугами уменьшилось на 31%, оборот — на 52% по сравнению с нулевой неделей. 

На сервисах аренды жилья тоже наблюдалось падение: количества платежей — на 74%, оборота — на 65%. Снизился также оборот на сайтах, которые продают билеты в кино, театры и на концерты, — на 65%. А наиболее значительную отрицательную динамику показали компании из сферы туризма: на их сайтах платежей стало меньше на 85%, и сокращение оборота было примерно таким же — 83%.

Источник