В конце апреля фриланс-биржа Workspace провела опрос, целью которого стало выявление изменений рынка фриланса, к которым привела пандемия covid-19. В качестве респондентов выступило 714 русскоязычных специалистов, 77,8% из которых представляют Россию, а остальные — Белоруссию, Украину и другие страны ближнего и дальнего зарубежья.
Результаты исследования оказались довольно закономерными, но от этого не менее тревожными. В частности, доход среднестатистического фрилансера снизился на 30,5% — если в марте в среднем он зарабатывал 71 900 рублей, то в апреле уже 49 900. При этом лишь у 19,2% опрошенных уровень заработка не претерпел изменений за последний месяц. У 14% он упал на 20-40%, у 12% — на 40-60%, а еще у 7% — на 60-80%.
Относительно специальностей были выявлены такие изменения дохода (соотношение март/апрель): дизайнеры — 54 200/29 000 рублей, программисты — 82 000/69 000 рублей, копирайтеры — 50 500/34 500 рублей, SMM-специалисты – 43 800/32 000 рублей.
Ожидаемым стал и тот факт, что получать новые заказы стало сложнее. Более 50% фрилансеров уже почувствовали рост конкуренции, причем половина из них считает, что конкуренция повысилась значительно. 45% не удалось получить новые заказы в апреле, почти 15% ощутили заметное уменьшение их количества и лишь для 19,6% этот показатель остался на уровне февраля.
От статуса самозанятых уже в ближайшее время планирует оказаться 9,9% их обладателей, от статуса индивидуальных предпринимателей — 5%. Встать на учет в качестве безработных планируют 8,9%, а 16,7% рассматривают такую возможность, но еще не приняли окончательного решения.
Катерина Логвинова, директор по коммуникациям Workspace: «Особо тревожные данные мы получили в ответ на вопрос: “Насколько вам хватит ваших сбережений, в случае, если не будет новых заказов?”. У 15,6% сбережений не было изначально, у 10,4% они уже закончились и еще у 10,4% могут закончиться уже в начале мая. Особенно печально дела обстоят у молодежи, живущей отдельно от родителей, одиноких фрилансеров из регионов и возрастной категории 50+. Именно эта категории респондентов наиболее дезориентированы и не понимают, что делать дальше в условиях спада заказов и выросшей конкуренции».