Что нужно знать о цензуре в интернете: Россия и мир. Исследование

Глобальное исследование VPN-провайдера TunnelBear выявило недоверие к информации в Сети, а также определило типы цензуры, с которыми, по мнению жителей разных стран, они сталкиваются.

Ключевые моменты

  • Более чем двое из пяти (44%) опрошенных по всему миру сообщили, что они или их знакомые испытали цензуру в интернете.
  • Почти половина (45%) респондентов не доверяет целостности онлайн-информации в их стране.
  • Более трети (39%) респондентов во всем мире считают, что они сталкиваются с политической цензурой со стороны правительств и политических партий, которые контролируют контент, чтобы избежать беспорядков и других трудностей. В США этот показатель выше: 44%.

VPN-провайдер TunnelBear опубликовал исследование, которое раскрывает отношение граждан США, Канады, Великобритании, Австралии, России, Норвегии и Швеции к онлайн-цензуре. Проведённый в рамках исследования опрос показал, что значительная часть людей в каждой стране не доверяет информации, которую можно найти в интернете, а многие даже подозревают, что она подвергается цензуре.

Потребители уверены, что сталкиваются с цензурой в интернете, и больше всего — в США

В результате того, что на фоне пандемии люди были вынуждены много времени проводить дома, а также в условиях роста политического активизма, онлайн-активность по всему миру в 2020 году достигла рекордного уровня. Отчёт исследовательской организации DataReportal показал увеличение числа пользователей интернета на 7%, а по данным Akamai глобальный интернет-трафик вырос на 30%. По мере роста количества подключений растут и опасения людей насчёт того, что цензура сможет помешать им получать точную информацию в реальном времени.

Недавний опрос TunnelBear показал, что почти половина (45%) респондентов в семи странах не доверяет целостности информации в интернете. Фактически двое из пяти (44%) людей во всем мире сообщили, что или они сами, или кто-то, кого они знают, столкнулись с цензурой в интернете, причём выше всего этот показатель в США (54%), а Швеция и Норвегия отстают совсем немного (по 53%).

В России более половины (52,4%) опрошенных полагают, что большая часть информации подвергается цензуре, причём 45,0% респондентов считают, что сталкивались с политической цензурой, а 60,8% — что с морально-нравственной.

В целом в мире две трети (69%) респондентов считают, что онлайн-информация, доступная в их стране, может подвергаться цензуре, при этом более трети (35%) уверены, что в их стране цензуре подвергается значительный объём новостей. Тем не менее, цензура, по-видимому, менее важна для пользователей в Великобритании, Канаде и Австралии — почти треть (31%) респондентов в этих странах говорят, что никогда не задумывались о том, подвергается ли онлайн-информация цензуре.

Потребители подозревают наличие политической цензуры

Цензура может принимать различные формы, целенаправленно воздействуя на пользователей. Потребители разделились во мнениях относительно наиболее распространённой сегодня формы.

Согласно опросу, более трети (39%) респондентов считают, что сталкиваются с политической цензурой, поскольку правительства и политические партии контролируют контент, чтобы избежать беспорядков и других трудностей. Это число возрастает почти до половины (44%) в США.

Решения для эффективной борьбы с цензурой

По мере того, как респонденты становятся более осторожными в отношении потенциальной цензуры в своих странах, почти треть (29%) сообщила, что начнёт использовать VPN, если получит веские доказательства того, что регуляторы цензурируют интернет-источники. Однако каждый четвёртый потребитель (26%) не знаком с этой технологией и, следовательно, вряд ли будет её использовать.

«Учитывая, что потребители всё больше узнают об интернет-цензуре и начинают её опасаться, им необходимо понимать, как бороться с посягательствами на их свободы, — считает Джастин Уоттс (Justin Watts), руководитель инженерного отдела TunnelBear. —TunnelBear горячо поддерживает свободный и открытый интернет. С помощью новейших технологий и свежих инициатив по борьбе с цензурой в таких странах, как Иран и Венесуэла, мы намерены помочь каждому получить доступ к самой точной и актуальной информации».

В странах вроде Ирана, где такой тип цензуры, как известно, особенно распространён, TunnelBear запустил особую инициативу по борьбе с ним: провайдер даёт пользователям возможность бесплатного просмотра веб-страниц и другого заблокированного контента. TunnelBear также сотрудничает с НПО и другими группами активистов открытого интернета, чтобы предлагать пользователям новые инструменты, в которых те нуждаются.

Методология

TunnelBear проводила опрос совместно с компанией 3Gem Global Research в сентябре 2020 года. В ходе опроса на тему цензуры в интернете компании опросили 5500 человек в возрасте от 18 до 65 лет в Соединённых Штатах Америки, Канаде, Великобритании, Австралии, России, Норвегии и Швеции.

Источник