Индекс ОПОРЫ RSBI: деловая активность малого и среднего бизнеса приблизилась к докризисному уровню

Индекс Опоры RSBI зафиксировал рост деловой активности малого и среднего бизнеса (МСБ), показатель самочувствия бизнеса во 2 квартале 2017 года вырос на четыре единицы и составил 52,8 пункта.*

По данным совместного исследования «ОПОРЫ РОССИИ» и «Промсвязьбанка», такая динамика обеспечена улучшением доступности финансирования и оживлением инвестиционной активности.

Наиболее уверенный рост наблюдается в среднем бизнесе: подъем деловой активности в этом сегменте идет на протяжении года и сейчас находится на крайне высоком уровне. В микро- и малом бизнесе деловая активность из зоны падения только переходит в зону роста. Стоит отметить, что в микро бизнесе пока можно констатировать скорее стагнацию, чем уверенный рост.

«Начало 2017 года сопровождалось падением Индекса RSBI по всем показателям, особенно ощутимо в микро- и малом бизнесе. Повышение деловой активности в сегменте МСП во втором квартале стоит рассматривать сдержанно: экономика еще испытывает последствия экономической рецессии 2015-2016 г., а модель устойчивого долгосрочного роста до конца не выработана», – заявил Александр Калинин, президент «ОПОРЫ РОССИИ».

Показатель доступности финансирования после снижения в 1 квартале 2017 года вновь перешел к высоким темпам роста, которые не наблюдались с 2015 года. Согласно данным ЦБ РФ, объем выдачи кредитов МСБ с начала года увеличился на 13,4%.

«Улучшению доступности кредитования способствовало уменьшение ключевой ставки ЦБ, вследствие чего банки снизили ставки по кредитам, и сокращение на 10% доли банковских отказов в выдаче кредитов для МСБ. Вместе с этим, бизнес по-прежнему живет на собственные средства и неохотно берет кредиты», – отмечает Александр Чернощекин, старший вице-президент – руководитель блока «средний и малый бизнес» Промсвязьбанка.

Улучшение показателя доступности финансирования повлияло на рост количества предпринимателей (19%), которые наращивали инвестиции в развитие своего бизнеса. Стоит отметить, что данный показатель близок к докризисному уровню, когда таких МСП было 25%. В 3 квартале 2017 года увеличивать инвестиции планируют 26% компаний.

Кадровый показатель индекса закрепился в зоне роста и достиг практически докризисных показателей. Во 2 квартале 12% предпринимателей наращивали штат, последний раз такое значение наблюдалось в 3 квартале 2014 года.

Во 2 квартале на фоне роста практически всех компонентов индекса, в продажах наблюдается снижение показателей, которые не смогли преодолеть 50 пунктов. В то же время в 3 квартале 2017 года можно ожидать улучшение ситуации: рост выручки прогнозируют более трети (35%) предпринимателей, а падения всего 8%.

* Данные представлены с учетом корректировок методик расчета композитного индекса RSBI:

В индексе доступности финансирования был исключен из формулы вопрос, связанный с потребностью кредитования. В рамках наблюдения была выявлена ее высокая зависимость от легкости/сложности получения кредитов. Исходя из этого, данный вопрос не оказывал существенного влияния на динамику индекса.

В кадровой части был исключен раздел, связанный с динамикой оплаты труда. С текущего квартала расчет раздела производится на базе данных по изменению числа персонала. Наши наблюдения показали, что компании всегда либо повышают уровень з/п персоналу, либо оставляют его неизменным. Это несколько искажало реальные процессы.

Наибольшее влияние на RSBI оказала корректировка расчета индекса инвестиций. Он был разложен на две составляющие: индекс компаний, увеличивающих инвестиции, и индекс компаний, наращивающих и осуществляющих инвестиции. Для расчета композитного значения мы используем только последний индекс, т.к. он расширяет репрезентативность, включая мнение компаний, в том числе и сокращающих инвестиции.

«Промсвязьбанк» и «ОПОРА РОССИИ» реализуют совместное исследование самочувствия бизнес-ожиданий малого и среднего предпринимательства – «Индекс Опоры RSBI» с середины 2014 года. С ноября 2015 года к организаторам проекта присоединился Банк «Возрождение».

Индекс рассчитывается на основе опроса более 2 000 руководителей компаний малого и среднего бизнеса в 21 регионе России. Выборка отражает мнение российских предпринимателей в целом, а также в отраслевом разрезе – торговля, сфера услуг и производство и в разрезе размера бизнеса.

Источник

Оставить ответ